1.    ​​ По итогам ЭА были заключены Контракты на выполнение строительных работ. При этом большинство подрядных организаций работают на УСН. Для подписания муниципального контракта на строительные работы подрядчики (работающие по УСН) направили нам на проверку локально-сметные расчеты, которые были ими пересчитаны в соответствии со своей системой налогообложения (НДС не учитывается на оплату труда рабочих и маханизатора). Правомерно ли внесение данного расчета  как до подписания так и после подписания Контракта?
2.    Как правильно оформить смету к договору на сумму победителя если после проведения торгов победителем ЭА стала организация, работающая по УСН , а аукционная документация составлена с НДС и снижения начальной цены контракта не было, и как поступить если победителем стал подрядчик, работающий по УСН, и снизивший цену Контракта на определенный %.
3.    Если в проектно-сметной документации не предусмотрены те или иные виде работ, а в процессе ремонта выяснилась необходимость их выполнения например разборка грунта (потому что будет нарушена технология производства работ, что может привести к некачественно выполненным работам), при этом правомерно ли учитывать при закрытии объемов (КС-2)  дополнительные работы, выявленные в процессе ремонта, отразив их в акте технического совещания. И если можно учитывать, то в каких именно случаях и до какого придела они могут быть увеличены (размер в твердой сумме или в %).
4.    Можно ли резерв средств на непредвиденные расходы брать не в процентном соотношении, как указанно в аукционной документации, а твердой ценой в связи с уменьшением стоимости сметной документации у победителя, применяемого УСН. Имеет ли право Заказчик увеличивать или снизить непредвиденные затраты после проведения экспертизы сметной документации. Если имеет то в каких случаях?
5.    Победитель торгов при пересчете сметной документации после проведения торгов, применяет коэффициент из МДС35 пр. 1 т.3 п. 11.3 «Ремонт дворового и прилегающего к зданиям благоустройства в центре городов ОЗП=1,1; ЭМ=1,1; ЗПМ=1,1; ТЗ=1,1; ТЗМ=1,1» ссылаясь на интенсивность движения пешеходов и транспорта в непосредственной близости от места проведения работ. Проектом применение данного коэффициента предусмотрено не было. Правомерно ли применение данного коэффициента? Если да, то в каких именно случаях правомерно применение данного коэффициента.
6.    Сметная документация к торгам была посчитана базисно-индексным методом в текущем уровне цен на ноябрь 2018 года. Правомерно применение текущих индексов пересчета сметной стоимости за март 2019 года единого индекса к СМР за 1 квартал 2019 года при оформлении сметы к договору после проведения торгов без увеличения  сметной стоимости контракта? 

30 июня 2019, 11:30

Согласно позиции, изложенной в письме ФАС России от 18 июня 2019 г. N ИА/50880/19 “О разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части заключения государственного контракта с победителем закупки, применяющим упрощенную систему налогообложения” По вопросу об уменьшении цены контракта на сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС), если победитель закупки применяет упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).

В соответствии с положениями Закона о контрактной системе контракт заключается по цене, предложенной победителем закупки.

При формировании своего ценового предложения победитель закупки предлагает цену контракта с учетом всех налогов и сборов, которые он обязан уплатить в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Лицо, применяющее УСН, не является плательщиком НДС, но при этом оплачивает налог в соответствии с НК РФ, который рассчитывается в зависимости от выбранного объекта налогообложения в соответствии с главой 26.2 НК РФ.

При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность корректировки (вычитания) заказчиком из цены контракта, предложенной победителем закупки, применяющим УСН, размер НДС.

Таким образом, в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе положений, позволяющих заказчику в одностороннем порядке корректировать (уменьшать) цену контракта в зависимости от применяемой победителем системы налогообложения, контракт заключается по цене, предложенной победителем.

2. По вопросу об установлении заказчиком в проекте контракта условия о цене контракта "включая НДС" ФАС России сообщает следующее.

В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России) от 27.12.2017 N 24-03-08/87276 при установлении начальной (максимальной) цены контракта заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, в том числе налоговые платежи, предусмотренные НК РФ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого являются государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц, или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, любой участник закупки, в том числе который освобожден от уплаты НДС и применяет УСН, вправе участвовать в закупках.

На основании изложенного, учитывая, что победителем закупки может быть лицо, которое не является плательщиком НДС и применяет УСН, заказчику в проекте контракта необходимо установить вариативное условие о цене контракта "включая НДС / НДС не облагается".

ФАС России обращает внимание, что указанное вариативное условие о цене контракта используется в типовых контрактах, утвержденных в том числе приказом Минпромторга России от 12.03.2018 N 716 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о признании утратившими силу приказов Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 20 февраля 2016 г. N 467 и от 19 мая 2017 г. N 1598", приказом Минздрава России от 15.10.2015 N 724н "Об утверждении типового контракта на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий".

Таким образом, указание в проекте контракта вариативного условия о цене контракта "включая НДС / НДС не облагается" является обязательным и не зависит от волеизъявления заказчика.

3. По вопросу об отказе заказчика исключать условие о включении НДС в цену контракта на стадии подписания контракта с лицом, применяющим УСН, ФАС России сообщает следующее.

Как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, пунктом 3 статьи 169 НК РФ установлено, что составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения указанным налогом в соответствии с главой 21 НК РФ (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК РФ).

В связи с этим, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) не должны составлять и выставлять покупателям счета-фактуры.

Вместе с тем, в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками НДС, в том числе организациями и индивидуальными предпринимателями, перешедшими на УСН, покупателю товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением суммы НДС вся сумма налога, указанная в этом счете-фактуре, в соответствии с пунктом 5 статьи 173 НК РФ подлежит уплате в бюджет.

Также, как следует из письма Федеральной налоговой службы от 08.11.2016 N СД-4-3/21119@, в случае, если в государственном контракте на поставку товаров (работ, услуг) их стоимость указана "включая НДС" и при оплате этих товаров (работ, услуг) заказчиком в платежном поручении выделена сумма НДС при невыставлении счета-фактуры у продавца, применяющего УСН, обязанность уплатить НДС в бюджет в соответствии с положениями главы 21 НК РФ не возникает.

Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в указанных случаях зачастую на стадии исполнения государственного (муниципального) контракта заказчики отказываются подписывать акт сдачи-приемки товара, если не выставлена счет-фактура с выделением суммы НДС, ссылаясь на условие контракта, что цена включает НДС.

Таким образом, под угрозой одностороннего расторжения контракта и включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), исполнители, применяющие УСН, вынуждены выставлять счет-фактуру и уплачивать НДС, что фактически приводит к двойному налогообложению и ущемлению прав таких лиц.

Учитывая, что участником закупки может быть любое лицо, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, отказ заказчика исключать из проекта контракта на стадии подписания контракта условие о цене контракта "включая НДС", в случае, если контракт заключается с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), применяющим УСН, приводит к ущемлению прав такого участника закупки, поскольку такое лицо обязано будет уплатить НДС.

На основании изложенного, ФАС России сообщает, что при направлении победителем закупки, применяющим УСН, протокола разногласий по вопросу исключения из проекта контракта условия о включении НДС в цену контракта с приложением документов, подтверждающих факт применения таким участником закупки УСН, заказчику необходимо исключить указанное условие и внести изменения в проект контракта в части дополнения условием "НДС не облагается" с указанием основания.

Относительно следующего вопроса Кемеровское УФАС России сообщает следующее:

Перечень случаев, когда допускается изменение существенных условий контракта по соглашению сторон, установлен в ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. В п. 1 указанной нормы указаны случаи, когда изменение допускается при условии, что возможность такого изменения предусматривалась документацией о закупке и контрактом, а в случае закупки у единственного поставщика — контрактом.

С 1 июля к числу таких случаев добавляется изменение объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия. При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10 % (п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнен подп. «в»).

Кроме того, ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнена рядом оснований для изменения условий контракта, возможность применения которых не поставлена в зависимость от их цитирования в документации о закупке и контракте. Так, вводится два основания для изменения условий контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия:

  1. Если при исполнении контракта возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в т. ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию (ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ дополнена новым п. 8). Воспользоваться этим пунктом можно будет при соблюдении следующих условий:
  • контракт заключен на срок не менее одного года, а его цена равна предельному размеру цены, установленному Правительством РФ (ждем нового постановления!), или превышает предельный размер;
  • имеется обоснование производимого изменения на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно;
  • изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30 %. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Относительно 4 вопроса Кемеровское УФАС сообщает, что официальная позиция ФАС России, как и  сложившаяся практика в  Кемеровском УФАС России по данному вопросу отсутствует.

Относительно 5 вопроса Кемеровское УФАС России сообщает следующее: в соответствии с частью 1 статьи 34 ФЗ №44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Относительно 6 вопроса Кемеровское УФАС России сообщает следующее:

Согласно требованиям  пункта 1 части 8 статьи 99 ФЗ № 44-ФЗ  контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

На основании изложенного к компетенции Кемеровского УФАС России не относится проверка обоснования начальной (максимальной) цены контракта, соответственного сложившееся практика по данному вопросу отсутствует.

Наверх